суббота, 11 февраля 2012 г.

Компания Джона Кармака провела частично неудачное лётное испытание ракеты STIG A-3

28 января компания Джона Кармака Armadillo Aerospace запустила из New Mexico's Spaceport America беспилотную ракету, достигшую высоты в 82 км. И всё бы ничего, но новинка — аэродинамический тормоз в форме сферы (а попросту говоря, воздушный шар, выполняющий функцию парашюта) — не сработала. Ракета развалилась в воздухе, куски упали на землю.
Вице-президент Armadillo Aerospace Нил Милбурн заявил, что «задачей испытания ракеты STIG A-3 было в первую очередь определение её максимальной мощности». Оттого несрабатывание шара-парашюта стало лишь частной неудачей одного из компонентов.

Вы, наверное, помните о некоей экстравагантности, которая с самого начала сопровождала этот проект (а он чуть ли не первый в негосударственном космопроме). Разработчик DOOM и Quake затеял его в качестве хобби, которое, однако, вскоре переросло в стартап с немалыми перспективами. Причём, в отличие от большинства частных космокомпаний, Armadillo Aerospace не думает ограничиваться субкосмическими «подлётами» на высоту в 100 км: её цель — летать «по-настоящему», на низкую околоземную орбиту. И, кажется, напряженно работает над этим (см. видео)Именно радикальная конструкторская простота позволила компании выиграть проводившееся под эгидой НАСА соревнование Lunar Lander Challenge и провести ряд пусков, имея лишь семь работников и затратив всего около $4 млн. Сегодня даже один военный беспилотник стоит дороже, чем все ракеты, запущенные Armadillo Aerospace. Джон Кармак уже заявлял, что носитель, составленный из одинаковых модулей по всей длине, по соотношению «эффективность — стоимость» является самым перспективным вариантом для грузовых и пассажирских полётов на низкоорбитальные траектории.

Весьма оригинальна и здешняя система спуска. И дело даже не в том, что, как и Space X, «корабль Кармака» должен приземляться вертикально и быть полностью многоразовым. Воздушный шар-парашют будет снижать скорость спускающегося корабля и подъёмной силой, и аэродинамическим торможением. Напомним: сегодня пилотируемые капсулы космических кораблей тормозят об атмосферу. Это не только вызывает необходимость проектирования сложного, дорогостоящего теплощита, но и означает, что ни капсула, ни ракета-носитель не могут быть слишком узкими и обтекаемыми. Иначе они не смогут затормозить в атмосфере: слишком мало будет трение. То есть их аэродинамическое сопротивление будет весьма и весьма значительным, в том числе при старте из атмосферы, когда это самое эффективное торможение им совершенно не нужно и даже вредно, так как заставляет усиленно расходовать топливо. Да и при собственно торможении большое сопротивление означает, что спускаемая капсула получит куда больше тепла, от которого её придётся защищать заведомо тяжёлой оболочкой...

Шар-парашют, доселе применявшийся только в авиации, позволяет снять противоречие, требующее высокого сопротивления при спуске в атмосферу и низкого — при подъёме из неё. Более того, его неполное раскрытие во время последних испытаний обусловлено простым отсутствием достаточно мощного вытяжного парашюта — ошибкой, которую несложно исправить. Обтекаемая ракета стартует с меньшими затратами топлива, а приземляется с меньшей тепловой нагрузкой на корпус, так как его сопротивление незначительно относительно обычного РН широкого сечения.

Эти и ряд других инноваций позволяют г-ну Кармаку заявлять, что билеты на его будущий туркорабль будут стоить всего $100 тыс. за штуку. И даже первый покупатель (кстати, из РФ) у него уже есть. (Не спешите иронизировать над верой наших соотечественников в светлое будущее!)Armadillo Aerospace развивает идеи, коими прежде не мог похвастаться ни один профессионал. Понятно, что практическая отработка этих беспрецедентных концепций требует времени. Но ведь и братья Райт в первый раз поднялись в воздух лишь на минуту. Строго говоря, то небольшое количество сложностей, которое испытывает группа из семи человек при создании и испытании космических ракет, совершенно необычно и показывает высокий потенциал компании, возглавляемой игровым программистом.

Как там говорил Кармак по поводу выпуска второго DOOM? «Он будет готов, когда будет готов»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий